1. Он уронил книгу и не поднял ее. Вася достает с полки книгу, при этом роняет другую и не поднимает ее. Ту, что взял с полки, показывает мне.
Я: "Вася, ты хотел бы посмотреть эту книжку вместе со мной. Я с удовольствием посмотрю ее вместе с тобой. Но когда ты доставал ее, то уронил другую. Ты не хотел, но так получилось. Мне не нравится, что книга упала и лежит на полу. Я хотела бы, чтобы ты ее поднял". Вася поднимает и кладет на стол.
Я: "Мне очень приятно, Вася, что ты поднял книжку. На нее теперь никто не наступит. Теперь я с удовольствием посмотрю с тобой книгу, которую ты принес". Характеристика ситуaции: Ребенок роняет что-то и не поднимает за собой.
Комментарий: Обычно взрослый, чтобы восстановить порядок, ставит условие: "Сначала ты подними книгу, а потом я посмотрю книжку с тобой". Или просит: "Вася, подними, пожалуйста, книгу". А может и поругать: "Какой ты неловкий, неужели трудно брать аккуратно!" Некоторые предпочитают молча убирать за ребенка. Я выразила понимание желания Васи посмотреть книгу со мной. Затем описала ситуацию: "Ты уронил...", и выразила свои чувства и пожелание: "Мне не нравится...", "Я хотела бы...". Этого было достаточно. Я даже сама удивилась тому, как быстро отреагировал Вася. В конце, конечно, выразила свою радость.
2. Он порвал салфетку и бросил на пол! Дима (2 года) перед ужином взял салфетку, порвал ее на части и бросил кусочки на пол. Я подхожу, сажусь на корточки: "Дима, ты порвал салфетку и бросил ее". Он: "Бух!" Я: "Да, кусочки салфетки упали на пол, Дима. И мне не нравится, что они лежат на полу. Так не красиво, не аккуратно". Он мне показывает жестом: "подними".
Я: "Я не хочу убирать за тебя. Ведь бросил ты. Но я могу помочь тебе". Дима встает и начинает собирать обрывки салфетки и складывает их в мою ладонь. В тот момент, когда я готова была встать, чтобы выбросить мусор, он неожиданно забрал весь мусор и начал искать, куда бы его выбросить. Я в умилении веду его за руку в туалет и показываю мусорное ведро. Потом наклоняюсь к нему и выражаю свои чувства: "Дима, мне так приятно, что ты сам собрал весь мусор и выбросил его в ведро". Характеристика ситуации: Ребенок намусорил.
Комментарий: Все чаще "воспитательные воздействия" осуществляются, как по мановению волшебной палочки.
3. Бросил мозаику на пол и не хочет со мной поговорить. Юра бросил мозаику на пол и позвал меня к себе: "Я хочу с тобой поговорить". Я сказала: "Я тоже хочу поговорить с тобой, Юра. Мне интересно с тобой разговаривать. Но мне неприятно то, что мозаика лежит на полу. Ты взял ее со стола, а бросил на пол. Я буду рада, если ты отнесешь ее на место". Юра безропотно поднимает мозаику и кладет ее на стол. Я: "Мне приятно то, что ты поднял игрушку".
Мы продолжили разговор.
Назад, к статье "Опыт со-бытия"
|