1. Марина может упасть.
Марина карабкается на высокий куб, чтобы спрыгнуть с него, как Петя. Но она еще не умеет прыгать на обе ноги даже с невысокой ступеньки. Я чувствую беспокойство, подхожу: "Марина, ты хочешь прыгать так же, как Петя. Я беспокоюсь, что прыгнув с такой высоты ты можешь упасть и ушибиться. Для тебя этот куб, по-моему, слишком высокий. Посмотри, можно прыгать отсюда или отсюда (показываю на предметы низкие и безопасные). Марина выбирает один из предметов и с удовольствием прыгает. Я спокойно наблюдаю за ней.
Характеристика ситуации: Ребенок самостоятельно играет или чем-то занимается. Он никому не мешает, не портит вещи. Но это занятие опасно для него.
Комментарий: Можно было просто запретить девочке прыгать или отвлечь ее. Мне было бы спокойно. Но потребность Марины в освоении прыжков с высоты осталось бы неудовлетворенным. Сначала я выразила понимание потребности: "ты хочешь..."; затем свое чувство: "я беспокоюсь...". Показала безопасную возможность (предложила на выбор два предмета). В результате ребенок реализовал свою потребность, а я не испытывала тревожных чувств.
2. Опасная игра с мечами.
Несколько мальчиков сделали из деталей конструктора мечи. Чрезвычайно этим довольны. Ходят, показывают: "У меня меч!" Я даю подтверждение (поощрительно): "Ты сделал меч". Затем у них появилось желание действовать, то есть сражаться. Поняв это, я поначалу сказала: "Вы хотите сражаться. Вам нравятся ваши мечи, и вы хотите испытать их на прочность. Бить по человеку, по рукам - нельзя. Будет больно. Можно бить по мечу". Потом вижу, что попасть по мечу для них - довольно сложная задача. И я сказала: "Вы нечаянно попадаете по рукам. Получается больно. Можно мечом стучать по стене или, лучше, по цилиндру". Ребята с удовольствием переключаются на стуканье по мягким цилиндрам.
Характеристика ситуации: Дети увлеченно и самостоятельно играют в совместную игру. Они никому не мешают, не портят вещи, но мо-гут сделать друг другу больно.
Комментарий: Игра, в которую играют дети, становится опасной.
Естественное желание взрослого - предотвратить опасность. Легче всего запретить играть с мечами. Впрочем, не так-то это легко. Сколько
порой приходится затрачивать энергии на то, чтобы подавить какое-
либо желание ребенка и настоять на своем! Но главное, когда мы просто
прерываем занятие ребенка, он получает сигнал: "То, что ты делаешь, -
не важно, твои желания не имеют значения". Если такие сигналы повторяются часто, то у ребенка может возникнуть негативная система убеждений о себе, или же он будет вынужден постоянно отстаивать свое право иметь собственные мысли, желания, чувства. В этом случае жизнь
взрослого и ребенка превращается в борьбу.
В данной ситуации я сначала выразила детям понимание их потребности: "Вы хотите сражаться". Затем сказала об ограничении: "Бить по человеку нельзя". И, наконец, предложила приемлемый способ удовлетворения потребности детей: "Можно бить по мечу". Когда стало понятно, что предложенный мной способ тоже не безопасен, то предложила другой: стукать по цилиндру. У меня не было желания прекращать игру, дети чувствовали это, и у них не возникло сопротивления моим словам. Назад, к статье "Опыт со-бытия"
|