Человек в центре
Главная | КОГДА УЧАСТИЕ ВЗРОСЛОГО НЕОБХОДИМО
 
Вт, 24/05/07, 05:00
| RSS
Разделы
Когда Человек в центре

Как я себя понимаю

Он и Она

Семейная мозаика

ОБРАЗование и Я

Человек и дело

Сообщество Людей

Наши мудрые дети

О нас



Гостевая книга

1. У ребенка затруднение.

Люба подходит с куклой и протягивает мне кукольное пальтишко.
Я выражаю понимание ее желания: "Ты хочешь одеть куклу. Тебе нужно помочь". Она кивает. Я одеваю куклу и говорю: "Нужно просунуть руку в рукав, теперь - другой рукав и повязать пояс".
Через некоторое время Люба снова подходит ко мне с раздетой куклой и все повторяется.
Когда она подходит с куклой и пальтишком в третий раз, я снова не тороплюсь сразу на помощь, а проясняю ее намерения. В этот раз после моих слов "Ты снова хочешь одеть куклу и хочешь, чтобы я тебе помогла", она старательно сама пытается одеть куклу и мы делаем это уже вместе.

Характеристика ситуации: У ребенка что-то не получается и требуется помощь взрослого.

Комментарий:
Мне было понятно, что Любе нужна моя помощь. Но, прежде чем оказывать ее, важно было узнать, в чем конкретно она испытывает затруднение. Поэтому я уточняла: "Нужно одеть рукав, повязать пояс". Я неоднократно называла необходимые для одевания куклы действия, и в Любе что-то стало меняться, появилась потребность выполнить свою задачу самой.
Похоже, у ребенка изначально есть потребность в росте, в развитии своих умений. Но для того, чтобы он начал удовлетворять эту потребность, ему надо создать для этого возможность. Когда же взрослый сразу делает то, чего ребенок не может, на мой взгляд, он фактически тормозит развитие его умений.

2. Ребенку важно успокоиться.

Самая маленькая в группе - Валя - зовет: "Мама!" и смотрит на меня. Она еще не плачет, но чувствую, что слезы близко. Подхожу: "Ты хочешь к маме. Ты соскучилась". Кивает. И переводит взгляд на пуговицу на своем платье. Показывает пальчиком: "У!" Я говорю: "Пуговица красная". На другую показывает: "У!" Я говорю: "Пуговица синяя". И так далее: она показывает - я называю. Смотрю - улыбается ребенок.

Характеристика ситуации: У ребенка возникло чувство, с которым ему трудно справиться самостоятельно. Он еще не обращается к взрослому, но чувствуется, что ему нужна помощь.

Комментарий: Обычно в таких случаях взрослый стремится утешить ребенка, объясняя ему ситуацию: "Мама поработает и скоро придет" или, отвлекая его: "Посмотри, какая игрушка (книжка и так далее)".
У взрослого - благое намерение, но чувства ребенка остаются непонятыми.
Интересно было то, что я не пыталась утешать Валю. Видимо, то обстоятельство, что я выразила понимание чувств и желаний: "ты соскучилась, хочешь к маме", - помогло ребенку прожить их быстрее и найти
себе занятие. Мне оставалось только последовать за девочкой, когда она
обратила внимание на свои пуговицы.

3. Как понять Сашу

Саша накрывает столик детским пододеяльником, смотрит на меня и говорит: "Гости". Я предполагаю: "Ты ждешь гостей". Саша кивает и улыбается. Я говорю: "Тебе нравится, когда приходят гости". Саша: "Да".

Характеристика ситуации: Ребенок самостоятельно занимается. Но ему важно ощущать внимание взрослого к себе, желание понимать его чувства и замыслы.

Комментарий: Мне важно было понять, какой смысл Саша вкладывает в то, что делает и говорит, и не было желания вносить в его действия свои смыслы, дополняя, предлагая что-то свое, как это часто делают взрослые: "Ой, какой нарядный столик! Давай мы посадим за него кукол, расставим чашки ...". И когда я поняла, что попала в точку, нам обоим стало очень хорошо. Я почувствовала, что между мной и Сашей появилось нечто, что нас сблизило.

4. Как сотрудничать с ребенком.

Федя молча рисует. Время от времени он показывает мне свой рисунок, а я говорю ему, что вижу: "Ты здесь нарисовал черной краской, a теперь тебе захотелось взять красную. ...Это полоска, а сейчас получилось пятнышко". Такие комментарии мальчика, по-моему, вполне устроили. И я чувствовала себя причастной к его деятельности.

Характеристика ситуации: Ребенок самостоятельно творит и помощь взрослого ему не нужна, но есть потребность в участии взрослого.

Комментарий: Ребенок просто получает удовольствие от красок, от процесса рисования. И бывает в недоумении, когда его спрашивают:
"Что это? Что ты рисуешь?" Или советуют: "Лучше взять другую краску". Или оценивают: "Так - не красиво, так не бывает! Так - плохо".
А почему нужно рисовать обязательно что-то или красиво, или именно этой краской? По-моему, взрослый в подобных ситуациях чувствует, что ребенку от него что-то нужно, но не понимает, что именно.
Отсюда и стереотипные реакции. Ребенку действительно что-то нужно, но явно не совет, оценка или вопросы. А вот - что? Может быть, ощущение, что взрослый рядом с ним, "здесь и теперь"? Как это можно передать? В данном случае Феде было достаточно моих малословных описаний его действий.

Назад, к статье "Опыт со-бытия"

Форма входа
Человек – от природы благородное, творческое, любознательное, любящее существо, обладающее достоинством и способностью к самоуправлению
Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Где ещё
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Чебоксары, 8 декабря 2008 - 5 мая 2012Создать бесплатный сайт с uCoz