Человек в центре
Главная | ЧТО БЫЛО В АВГУСТЕ
 
Сб, 24/05/04, 03:12
| RSS
Разделы
Когда Человек в центре

Как я себя понимаю

Он и Она

Семейная мозаика

ОБРАЗование и Я

Человек и дело

Сообщество Людей

Наши мудрые дети

О нас



Гостевая книга

ЧТО БЫЛО В АВГУСТЕ

В прошлом году Славна училась почти так же, как и в школе: последовательно выполняла все задания учебника и периодически ездила к учителю для проверки. Я помогала ей только в составлении расписания занятий и иногда проверяла задания в тетрадях. Такое учение нам обеим не нравилось: скучное, порой бессмысленное и поэтому часто утомительное. Но к другому подходу мы были еще не готовы тогда.

Наступило начало последнего летнего месяца 2007-го года. Мечталось к сентябрю организовать Центр Свободного Учения, но видимо еще не созрели. Поняли, что нужно пока вдвоем прожить этот новый путь в образовании. Понять его, наработать опыт, оформить результаты. Мы со Славушкой приняли решение остаться на семейном обучении.

Время до начала учебного года у нас еще было. И хотелось за этот месяц испытать по настоящему свободное учение, когда можно следовать только желаниям Славны в учении и не ориентироваться на программу. Я спросила, что она хотела бы узнать по математике, русскому, литературе, окружающему миру, чему хотела бы научиться. Затем ее ответы сгруппировала, и вот что получилось:

Хочу уметь:
- грамотно писать;
- писать красивым почерком;
- красиво говорить;
- писать интересные книги;
- решать жизненные задачи;
- спокойно решать разные примеры.

Хочу понимать:
- книги и их авторов (что хотели передать, как относятся к своим героям);
- мир;
- смысл каждой темы из учебника по окружающему миру;
- смысл цифр;
- как математика влияет на жизнь людей.

Хочу узнать:
- как создавался язык;
- почему появились именно такие слова (почему, например, слона назвали слоном);
- как появилась математика.

Хочу искать ответы на вопросы, которые появляются в ходе жизни.

Хочу создавать:

- свой язык;
- сценарии для спектаклей;

- сказки, в которых разные, но добрые герои.

Сначала Славушка выбрала самые важные и интересные для нее на данный момент задачи. Потом стала размышлять над каждой. Во время наших занятий делилась своими открытиями, наблюдениями, идеями. Развивала свои мысли, ставила задачи, которые хотела бы решить до нашей следующей встречи.

Мы не очень много занимались в тот месяц. Стояла чудесная погода, и мы часто ходили на Волгу купаться, а на выходные уезжали за город. Но даже наши немногочисленные занятия показали: если дать ребенку двигаться в своей логике, обеспечивая ему атмосферу понимания, он может в такие глубины двинуться!

Вот, например, Славне стало интересно, как создавался язык. Она начала размышлять об этом. Пришла к идее создания своего языка: «Если я буду создавать свой язык, то пойму, как создавался самый первый язык!» Помню, как Славушку очень порадовало это открытие.

На другой день она поделилась тем, что ощутила, как трудно создавать язык: «Сейчас уже так много всего вокруг, чего не было, когда люди впервые создавали язык. Сначала, наверное, люди называли то, что есть в Природе.

Еще я заметила, что не называю предмет, а как бы перевожу – стол передаю другими звуками. Это – не то. Поняла, что сначала надо называть природное. А остальное – по схожести с природным».

Потом Славна задалась вопросом, откуда взялись именно эти звуки в человеческой речи. Стала имитировать звуки, которые издают животные, и наблюдать какие в них есть звуки русского языка. Возникло предположение: «Звери ведь сразу знали эти звуки. И люди, может быть, от них научились?»

У меня не хватило знаний, а нужных книг под рукой не оказалось на эту тему. Когда Славна пришла в библиотеку и спросила: "Есть ли у вас книги про то, как создавался язык и как появилась математика?", библиотекарь очень удивилась: "Тебе зачем это? В школе задали?" И, к сожалению, ничего подходящего не нашла. Работники библиотеки тоже настроены на поиск традиционных запросов, видимо. И еще, взрослым людям трудно уже поверить в то, что такие вопросы могут быть просто интересны ребенку.

Сейчас перечитываю эти материалы и сожалею о том, что в течении 1-ой четверти мы не занимались хотя бы немного по свободной программе, как летом. Когда Славна могла выбрать то, что ей самой действительно интересно на данный момент. Хотелось бы отводить этому время в следующей четверти.

Поделилась со Славушкой этими своими мыслями. Она предложила проводить свободный урок.

29.10.07

Назад, к статье "Свободное учение...дома"

Форма входа
Человек – от природы благородное, творческое, любознательное, любящее существо, обладающее достоинством и способностью к самоуправлению
Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Где ещё
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Чебоксары, 8 декабря 2008 - 5 мая 2012Создать бесплатный сайт с uCoz