Человек в центре
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Ср, 24/04/24, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы
Когда Человек в центре

Как я себя понимаю

Он и Она

Семейная мозаика

ОБРАЗование и Я

Человек и дело

Сообщество Людей

Наши мудрые дети

О нас



Гостевая книга

Категории каталога
Книги и статьи [4]
Примеры из жизни [6]
Главная » Файлы » Сообщество Людей » Книги и статьи

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ
[ ] 09/02/17, 20:23
(по материалам выступления Акбашева Талгата Фоатовича, к.пед.наук, физика-кибернетика, автора «Педагогики Эволюции Разума», президента МД «Образование ради Жизни», автора более 500 общественных проектов и программ
на Первом международном конгрессе «Генофонд - 3000», г. Одесса, 12 - 16 апреля 2003 г.)

"...И пока мы с вами не исследуем глобальные проблемы, не исходя из САМОГО ЧЕЛОВЕКА, пока мы не выстроим модели выживания САМОГО ЧЕЛОВЕКА, мы все будем продолжать бороться, бороться и бороться против последствий ".


Каким образом взрослому населению землян удается получать таких удивительных детей - природных даров, - а сами эти взрослые - больные, агрессивные, конфликтующие с народами, конфликтующие с природой? Что нужно изменить в школе? Что нужно изменить в семье для того, чтобы возникло нечто, благодаря которому этот детский потенциал развивался бы так же радостно, так же многообразно, я бы сказал, так же сильно и так же ёмко? Вот уже 30 лет я ищу образы той некой «прокладки», через которые можно было бы защитить детские души от нас, от наших разрушительных установок, мыслей и действий.

За 30 лет я пришел к разным выводам. 

Для себя я выделил 4 препятствия, которые гигантски мешают превращению потенциала радости, красоты и успешной жизни в реальность каждого народа, каждого государства и планеты Земля. И я попробую их показать, а потом мы вместе попробуем исследовать, каким образом мы работаем с этими препятствиями, как мы преобразуем эти препятствия в нашу силу.

1. Первое препятствие я назвал: «Фрагментарность взгляда на человека, фрагментарность работы с тем, что мы называем - человек». 
* Медики подходят к этому вопросу с одного места, психологи - с другого, философы - с третьего, а человек так и остаётся за бортом. В результате не удается выйти на то, что я называю целостная культура жизни как предмет заботы и медицины, и психологии, и педагогики, и философии, и политики. Вот эта фрагментарность подхода к человеку в мыслях, в науке, в решениях, действиях не позволяет нам с вами ставить задачу культуры жизни как предмета заботы всех систем общества.

2. Вторая трудность - это «борьба всех против всех». 
* Удивительное количество людей, например, в Одессе заняты здоровьем и получают позитивные результаты. Но, ведь, то же самое происходит в Киеве, так же происходит в Москве, Минске. Сотни тысяч людей, десятки тысяч организаций в странах СНГ ведут успешную работу по репродуктивному здоровью человека. Но все они разобщены, все борются против всех, все доказывают, кто лучше. 
Как же снять эту разобщенность?
Каким образом можно было бы соединить эти гигантские, разнообразные красивые силы и потенции, которые живут в этом мире? 
- Конечно, можно соединить под какую-нибудь политическую идею, - тогда возникает партия, которая давит всё остальное.
- Конечно, можно ждать очередного Спасителя и начинать ему поклонятся, - тогда возникает религия, которая правит остальными.
В советское время способом объединения людей была найдена удивительно простая технология. Она называлась - идея ОБЩЕГО ДЕЛА. На самом деле у нас есть такое Общее Дело, вокруг которого мы можем объединить всё то, что даёт хоть какой-то результат сохранения душевных, телесных, духовных качеств человека, поколения, а, стало быть, народа в целом. Есть. И не даётся только потому, что мы - разобщены.
Генофонд, разве, не состоит из наших с вами детей?! Генофонд Украины, Беларуси, России, других стран состоит из наших детей! Наши дети - это и есть наше Будущее, стало быть, они и есть наша национальная идея. Отдельно в России, отдельно в Казахстане, отдельно еще где-то, на Украине. Меня поражает непонимание людьми того, что ведь Будущее - это наши дети сегодня. Стало быть, - они и есть наша национальная идея.

3. Третья преграда на пути успешного качества или успешного выхода к другой жизни - это то, что все системы общества, государства заняты тем, что борются против последствий, а не причин. 
* Медики борются против болезней, но они не борются за потенциал человека, за сохранение развития жизни на Земле. И нет такой системы, где мы сознательно культивируем защитные силы человека в управлении, пробуждении, активизации защитных сил человека. При этом медицина точно знает, что эти защитные силы - неисчерпаемы. Вспомните, хотя бы, работы Анохина П.К., - теория функциональных систем, нейрофизиологическая саморегуляция. Всё было наработано. Не хватало только одного - ни в медицине, ни в педагогике мы не сумели осмыслить идею изобретения и не сумели превратить в инструмент принятия решения. 
Милиция занята тем, что борется против преступности, однако источником преступности не занимается. Отдельно боремся против наркоманов, боремся против войны, которая идет в Ираке. А разве мы не знали, что эта война состоится? А разве мы не знали, что рано или поздно напряжение в мире должно прорваться нарывом? Мы все это знали. К сожалению, все системы заняты тем, что мы боремся против этих последствий. И при этом что интересно? 
- Отдельный медик хочет вам здоровья, а благополучие медицины как системы, от чего зависит? - от количества больных и аптек. 
- Отдельный милиционер хочет, чтоб не было преступности, а благополучие МВД от чего зависит? - Естественно, от количества колоний и преступлений.
Люди не просто принимают решения по последствию и борются против последствия. Люди одновременно создали такие системы борьбы против этих последствий, что этим системам выгодно иметь нездоровое поколение, нездоровый генофонд, конфликты людей и народов. Подчеркиваю, люди сами по себе от природы - добры. Но они сами создали системы, которые уничтожают человека.
Итак, борьба против последствий. Пока мы не поставим задачу выхода к базовым причинам, пока мы не начнем создавать, скажем, группы людей, которые работают на уровне базовых причин, мы так и будем идти к накоплению культа смерти вместо культа жизни.

4. Четвертая причина или четвертое препятствие - это поворот внимания человека от внешних обстоятельств к обстоятельствам внутреннего мира человека.
* К сожалению, из года в год, из поколения в поколение семья, школа, вуз направляет внимание человека во вне самого человека, на внешние ресурсы. В то же время то, что мы хотим освоить - на это мы должны обратить своё внимание. Хотим мы освоить самих себя, хотим освоить свои внутренние силы, хотим мы укрепить свои защитные иммунные силы - мы должны обернуть своё внимание на самих себя. 

Вторая часть этого выступления связана с выходом из этой ситуации.
Каким образом мы ищем выход из этих проблем, из этих препятствий? 

Способ выхода лет 50 тому назад был представлен в советской науке. Это выход называется: «Теория Устойчивого Развития» (ТУР). Но что интересно - каждый раз, говоря об устойчивом развитии, в исследованиях обращалось своё внимание на обстоятельства жизни человека: это - экономические условия, политические условия. Не обращали внимания на самое главное: что Устойчивость системы зависит от характеристик самой системы.
Устойчивость системы зависит от характеристик самой системы. Стало быть, устойчивость человека как системы, человеческого общества как системы или мы ищем во вне, - и тогда мы защищаемся и защищаемся, обкладываемся лекарствами, системами колоний, системами армий и т.д., - или мы однажды начинаем искать Устойчивость внутри себя, человеческую устойчивость. 

С позиции Теории Устойчивости уже давно выделены 4 группы параметров оценки интервала Устойчивости. Эти параметры мы описали по отношению к человеку на языке классической психологии, педагогики и философии как индивидуальная.

1. Первый параметр Устойчивости это - коллективная психофизическая Устойчивость.
* Если у тебя нет здоровья, о каком счастье ты можешь говорить? Поэтому психофизическая Устойчивость должна стать обязательным гарантируемым результатом образования - воспитания. Если мы не поставим эту задачу, если мы её не решим, мы не сделаем шага вперед.

2. Второй тип Устойчивости - он сегодня называется в международной категориальной системе - толерантностью.
* Для людей более близкое слово - «гармония», т.е. устойчивость человеческих отношений. Ни в школе, ни в вузе мы не учим чувствовать и понимать ценности другого человека, другого народа, других культур, языков. Результат налицо. Поэтому 2-й тип Устойчивости - это способность человека самому себе создавать такие типы отношений, которые гарантируют вопрос гармонии. 
В этом росте гармонии мира мы выделили ТРИ ступени или три уровня.

2.1. Первый шаг к Устойчивости отношений, толерантности это - ТЕРПИМОСТЬ.
* Сегодняшний мир школой и вузом, политическими, религиозными и иными процессами обеспечивают рост нетерпимости человека к человеку, народа к народу и слоёв населения на политической, религиозной и иной основе. Первый шаг - ТЕРПИМОСТЬ.
Откройте учебники истории наших народов. Что они воспитывают? Они воспитывают нетерпимость людей, народов друг к другу. Мы их наследуем через эти учебники.

2.2. Второй уровень Толерантности (параметра Устойчивости) - ТРЕПЕТНОСТЬ.
* Трепетность к иному, понимание того, что всё ИНОЕ - это твой личный ресурс. Всё ИНОЕ - это твоё условие личного развития. Всё ИНОЕ - твоё условие личного благополучия.

2.3. Третий уровень, и возможно это самое главное - понимание того, что мир гибнет не потому, что 10 заповедей Моисея - Муссы не выполняются. 10 заповедей, дорогие друзья, прописаны в Уголовном Кодексе всех н а р о д о в мира. 

* Мир гибнет только потому, что не выполняется первая заповедь, которая является 3-м уровнем толерантного сознания. Я его называю «БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ». БЛАГОГОВЕНИЕ перед всеми проявлениями жизни. Этот уровень можно называть «Устойчивость, гармония, толерантность по отношению к Жизни».

3. Третье качество человека или третий аспект Устойчивости, мы назвали социально - экономической Устойчивостью.
* Где в школе и в вузе мы учим людей действовать согласно простым вопросам: что делать? с кем делать? и как делать? 10 лет мы не учим наших детей адекватным ответам на эти вопросы и еще хотим, чтобы к концу 10-го класса наши дети что-то хотели, что-то умели. Мы гарантируем нашей школой социальный инфантилизм. Мы гарантируем социальную безответственность, гражданскую безответственность только потому, что 10 лет в школе, потом 5 лет в вузе люди сидят друг с другом рядом и ничего позитивного для себя, для своих людей, для своего народа не делают.
Детей, молодежь, семьи мы не учим ни проектированию, ни кооперации, ни ресурсному анализу. 

4. Четвертый аспект Устойчивости, наиболее сложный для людей только потому, что люди за этим видят массу неконкретного в историческом плане. Это - Нравственная Устойчивость человека и человеческого сообщества.
* В чем только мы не ищем Нравственной Устойчивости! Но не ищем в том, в чем дано уже философией, в психологии, педагогике. Это - СМЫСЛ. СМЫСЛ есть ЯДРО СОВЕСТИ и УСТОЙЧИВОСТИ. Нет смысла - нет нравственной Устойчивости.
* И если нет такой системы образования, воспитания, стало быть, категорически нет системы образования, воспитания как поиска обретения и реализации смысла Жизни, как индивидуальными людьми, так и коллективными сообществами. Человек без смысла не может жить. Поэтому человек вынужден замещать отсутствие смысла псевдосмыслом. Потребление - это и есть псевдосмысл. В результате алкоголь, наркомания - это есть, гарантируемо, результаты такого образования, воспитания, через которое мы с вами пропускаем удивительных детей.
* Извращенная жизнь, наркомания, преступность, алкоголизм, табакокурение имеют один общий источник: это - потерянный смысл, а стало быть, - уничтоженная нравственная Устойчивость. 
* У человека, у которого есть смысл, - нет времени оглядываться по сторонам, у него нет возможности искать извращений. Ему надо двигаться, двигаться и двигаться. Человек, у которого есть смысл, имеет внутреннюю энергию устремления в направлении этого смысла. 

Это классический аспектный анализ параметров Теории Устойчивости Систем. Я изложил 4 аспекта, 4 параметра Устойчивости, которые легли в основу того Образования, названное мною Образованием граждан мира. Образования, которое я назвал Педагогикой Жизни.

Возникает вопрос, - если 4 эти параметра могут объединить все усилия людей на очень конкретной основе, то по каким направлениям можно было бы эти параметры просматривать, разрабатывать, проектировать, развивать? 

Нами выделены 7 предмета заботы с позиции Устойчивости развития генофонда нации. 

1. Первое - это «Человек как явление, как вид жизни на планете Земля». 
• Основным тормозом являются традиционные ценности, модели, технологии образования потребительской цивилизации, где память детей из года в год забивают знаниями о том, как устроен мир и ни разу, ни разу не оборачивают внимания ребенка к самому себе. 

2. Второй уровень мы называем «Сознательный брак».
• Наши дети, когда заключают брак, не задают себе вопрос: «что их заставляет это делать?» В результате браки у нас заключаются не на небесах, а в гормональном напряжении. Оказывается, мы уже больше друг другу не нужны через 5 дней, через месяц. Отсюда народ придумал оправдание, что есть медовый месяц. А остальная жизнь? Замечаете, месяц м е д о в ы й, а остальная жизнь - какая? Понятно какая.....

3. Следующий этап развития ребенка - это «Развитие ребенка во чреве матери».
• Все древние народы имели огромную систему воспитания ребенка внутри во чреве матери. Это песни, это сказки, которые рассказывают матери и бабушки, когда ребенок еще там. Этот этап, эту школу мы назвали «Сознательное Материнство».

4. Четвертый этап нашей заботы - это «Сознательное родительство». 
• Если в «Сознательном Материнстве» мы основной упор делаем на работу матери с ребенком в собственном чреве и правильной подготовке к деторождению, то «Сознательное родительство» - это уже рождение отношений поколений. 

Вот, когда случилась такая же ситуация с родительством, с семьей в США, т.е. то, что у нас сегодня происходит в странах Советского Союза, американцы в 1969 году приняли Программу воспитания поколения. За 30 лет, благодаря этой сознательной Программе, они получили поколение, где среди первых 10 приоритетов стала семья. Но это не та семья, которую мы сейчас с вами представляем. Это семья, в которой защищены мать и ребенок этой матери. 

Американцы создали мышление у молодежи, когда каждый боевик построен всего на 3 ценностях. Главный герой борется за справедливость, а в конце защищает женщину и её ребенка и, как правило, это - не его ребенок. Как правило, это - не Его ребенок. А читайте теперь Ветхий завет, читайте Библию, Коран и вы увидите: везде моральные законы требуют защиты женщины и ребенка. Никто не интересовался - любят они или не любят. 

Совместить Любовь, совместить защиту детей и женщины, совместить одновременно то, что мы называем секс как один из путей здоровья - пока ни одному обществу никогда в истории не удавалось. Поэтому нам придется переосмысливать этот этап.
Я его называю «Школой сознательного родительства». Не может быть брошенным ребенок, если отец и мать живые. 70% наших детей живут как брошенные при живых родителях только потому, что это у нас с вами ложные установки о ребенке.

5. Следующая ступень - это «Сознательное гражданство». - Эта тема рассматривается отдельно.

6. Шестая ступень - это «Сознательная старость».

* Старики - те, кто стоит в очередях; старики, которые агрессивны; старики, которым не нужны их дети и внуки, - это то, что мы с вами имеем сегодня.
Старик, у которого нет места в общественной жизни, у которого нет функции общественной жизни, - это наша с вами реальность. 

7. Седьмой вид заботы называется «Социальные язвы человечества».
• Это - наркомания, СПИД; это рак, это туберкулёз, это диабет, это сердечно-сосудистые заболевания. Нет им конца. С директором нашей международной программы Еленой Карнауховой вместе за 4 года мы спасли от наркомании более 1000 детей. В России.
• Нам не нужно по каждому типу болезни создавать общественно-государственные структуры. Это опять очередная борьба против последствий. Поэтому, мы делаем то же самое, что и с нормальным человеком.

7.1. Первое - учим детей, других людей, независимо от того, чем они болеют, активизировать собственные защитные силы и приобретать психосоматическую и нейрофизиологическую Устойчивость. Причем, оказалось, что основным вирусом, который разрушает этот источник, как ни странно, являются не микробы, а являются человеческие стрессы.

7.2. Согласно исследованиям Анохина и его учеников стресс является тем молотком, который ударяет по нервным сигналам, разрушает программу управления жизненных процессов, в результате начинается разрушение на уровне химических реакций. Стресс, который мы сами нарабатываем в жизни, стресс, который мы унаследовали от прошлых поколений. Но энергия стресса она никуда не исчезает, она наследуется. Энергия стресса есть причина выпадения, по существу 70% ситуаций нашего генофонда. 
Стресс возникает в отношениях людей, поэтому второе направление в моделях, технологиях и проектах направлено на обучение людей чувствования другого человека внутри самого себя чувствования мира внутри себя и гармонизации своих отношений с миром. 

7.3. И наконец, мы учим наркоманов, колонистов, алкоголиков, и даже туберкулёзников - обретению смысла жизни. Мы учим задавать себе вопросы : кто я ? откуда я ? и куда я путь держу? Мы учим соединять свои усилия для поиска и реализации собственного смысла существования.

Итак, здесь было показано несколько вещей:

1. Первое, - способом преодоления фрагментарности стала системная теория, за которой разработана система моделей и технологий, и культура жизни, и реабилитация жизни.

2. Второе, - способом преодоления жизни по последствиям стало понимание того, что источник всех проблем человека - внутри самого человека. Учить человека:
- чувствованию самого себя - значит учить здоровью;
- чувствованию другого человека - учить бесконфликтной жизни;
- чувствованию других народов - значит учить толерантности;
- чувствованию природы - учить экологическому сознанию.

3. Третье, - борьба всех против всех, - мы приучили самих себя быть терпеливыми. Мы приучили самих себя вместе с другими людьми делать проекты, формировать идею Общего Дела и шаг за шагом, как бы тяжело не было людям, помогать удержаться и совершать вместе совместные шаги.

4. И последнее. Это, я считаю, - великий поворот от человека внешнего к человеку внутреннего. Мы учим человека вниманию к самому себе, к своим внутренним силам, к своим внутренним процессам. 

И еще раз - почему?
  Сколько книг написано о важных чувствах?
  Сколько поэм?
  Сколько трактатов?

А спрашивается: «Где и когда в школе и в вузе мы, хотя бы один раз, столкнулись бы с тем, что нас учили чувствовать другого человека внутри себя?».

Дорогие друзья, мы декларируем очень много ценностей, но за ними нет реальных действий прозы по отношению к молодому поколению. 

Поэтому мы учим:
* чувствованию самого себя как основе здоровья;
* чувствованию другого как основе снижения агрессивности людей;
* чувствованию других народов, культур как основе формирования толерантного мышления;
* чувствованию природы как основе экологического мышления. 

Внимание к себе - путь чувствования, - вот что лежит за тем, что мы предлагаем в области моделей и технологий. Естественно, что при этом не исчезает ценность знаний. Меняется место знаний в человеческом мире. Знания оказываются не целью образования и воспитания, знания оказываются инструментом развития культуры жизни и, тогда, естественно, первичным знанием оказывается знание не о внешнем мире, а знание о внутренних возможностях и потенциях самого человека.



Категория: Книги и статьи | Добавил: olaraduga | Автор: Г.Ф. Панченя
Просмотров: 961 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Где еще
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Чебоксары, 8 декабря 2008 - 5 мая 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz