Человек в центре
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пт, 24/03/29, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы
Когда Человек в центре

Как я себя понимаю

Он и Она

Семейная мозаика

ОБРАЗование и Я

Человек и дело

Сообщество Людей

Наши мудрые дети

О нас



Гостевая книга

Категории каталога
Дошкольное [1]
Школьное [4]
Книги и статьи [2]
Главная » Файлы » ОБРАЗование и Я » Школьное

ИЗ ОПЫТА ПРЕДМЕТНОГО ТЬЮТОРСТВА
[ ] 09/06/23, 07:39

В течение 2008-2009 учебного года я попробовала себя в гимназии в качестве тьютора в нескольких направлениях. Одно из них – предметное тьюторство. Предметное тьюторство в моем понимании – это сопровождение ученика или группы учеников в освоении конкретного учебного предмета. Соответственно, предметное тьюторство может быть индивидуальным или групповым.
 
Индивидуальное предметное тьюторство
   

Опыт сопровождения ученика в освоении чувашского языка.

Исходная ситуация:

ученица чувствует дискомфорт от присутствия на уроке и выполнения домашних заданий (пришла в 5 класс без начальной подготовки по данному предмету). Состояние ученицы замечает мама, работающая в школе тьютором, и предлагает ей и учителю перейти на обучение по ИОП (индивидуальной образовательной программе). Ученица соглашается, потому что хочет изменить ситуацию, вызывающую в ней сильное напряжение, бессмысленную потерю сил, страх перед уроком по данному предмету, нежелание заниматься. Учитель соглашается, потому что хочет помочь ученице и попробовать новые формы обучения. 

Главная задача, которую поставили перед собой тьютор и учитель – поддержать мотивацию ученицы в освоении предмета, так как понимали, что если будет интерес, то будут и результаты.

Решили не торопиться. Особенно вначале значимо не количество, а качество освоения материала. Предлагали ученице небольшие объемы (не текст, а абзац). Важно было то, что девочка принимала участие в планировании своей учебной деятельности: учитель и тьютор интересовались тем, сколько и что она хотела бы освоить за определенный период времени. Предположения оправдались: по мере того, как ученица начинала правильно читать и понимать слова и предложения, у нее возрастал интерес, и она сама уже стремилась увеличивать объем осваиваемого материала. Успех, как известно, окрыляет. 

В результате через 2 четверти она догнала многих своих одноклассников: могла свободно пересказывать изучаемые тексты с русского на чувашский язык и наоборот, задавать вопросы и отвечать на них, понимала многие грамматические явления, знала лексику по изучаемым темам.

Работа строилась следующим образом:

- тьютор и учитель наметили предварительный план сопровождения ученицы: что и как будем делать;
- учитель составил облегченный текст по изучаемой с классом теме;
- тьютор помог учителю сделать аудиозапись данного текста;
- ученица получила текст и аудиозапись;
- тьютор помог ученице разработать план работы с материалом через вопросы: что ты думаешь нужно делать, как, в какой последовательности, что ты можешь делать сама, для чего нужен учитель;
- ученица реализовывала данный план: что могла, делала самостоятельно дома и на уроке (выписывала на карточки и выучивала слова, слушала и читала текст, переводила его, записывала свои вопросы к учителю), с учителем консультировалась по вопросам во время встреч после уроков;
- учитель разрабатывал опорные таблицы по грамматике по тем вопросам, которые задавала ученица, задания для тренировки, тесты для проверки этого материала;
- ученица сдавала зачеты по освоенному материалу.

Тьютор помогал ученице только при работе над 1-м текстом. В дальнейшем учитель занимался с ученицей самостоятельно по выработанному алгоритму.

В целом данный опыт можно назвать успешным. Интерес ученицы был поддержан и даже усилился, и она достигла уровня умений и знаний своих одноклассников (а некоторых опередила).

Стало понятно также, что у учителя не может быть много учеников, обучающихся таким образом: это требует от него дополнительных затрат времени и сил. Во время урока ученица могла сдавать только письменные зачеты. Для консультаций и устных зачетов необходимо было встречаться дополнительно после уроков. Кроме того, много времени уходило на подготовку исходных материалов, опор, заданий для проверки. 

Поэтому было бы интересно разработать способы индивидуального сопровождения класса во время уроков. Такие попытки были предприняты тьютором и учителем. Но при тьюторском подходе в корне меняется и позиция учителя, и процесс урока, и способы подготовки к нему. Во время учебного года оказалось сложно все это перестраивать. Были пробы на 2-3 уроках, которые показали, что, по крайней мере, у части учеников класса уровень интереса к предмету повышается.

Групповое предметное тьюторство
Опыт сопровождения группы учеников в освоении английского языка.

В данном опыте группового предметного тьюторства пятерых учеников 8 класса сопровождали тьютор и учитель английского языка.

Тьютор и учитель вместе разрабатывали материалы по изучаемому разделу:

- зачетный лист (в котором указывалось, что и как будет проверяться);

- список упражнений, структурированный по видам работ для подготовки к зачету;

- опорные листы по грамматике;

- опорные листы по лексике;

- тестовые задания для проверки.

Учитель сам:

- консультировал тьютора по вопросам грамматики английского языка;
- в среднем раз в 1-2 недели принимал зачеты у учеников группы;
- выставлял оценки за зачеты, за четверть и за год.

Тьютор во время уроков английского языка был с группой, но не организовывал занятие. Он находился здесь для того, чтобы оказывать помощь ученикам, если она им понадобится. Ученики занимались самостоятельно или в парах, обращаясь к тьютору по мере необходимости. 

Обращались ученики чаще всего, когда:
- нужно было спланировать порядок сдачи зачетного материала (тьютор узнавал предпочтения учеников и помогал сгруппировать весь сдаваемый материал по неделям);
- хотели понять, чем им заниматься дальше (тьютор выслушивал, что хотелось бы делать, и ученик определялся);
- хотели поделиться планами по тому, что сдавать на следующем зачете;
- встречали затруднения в понимании грамматической темы (тьютор комментировал опору по грамматической теме, которая была роздана каждому, приводил примеры ее использования);
- нужно было проверить правильность выполнения упражнений, письменную работу, правильность чтения и перевода (тьютор проверял, исправлял ошибки, объяснял, отвечал на вопросы, если сам затруднялся ответить, обращался к учителю).

Было важно то, что никто не подгонял ребят, не заставлял учиться, а они занимались самостоятельно и с желанием.

Оказалось, что все, что для этого нужно – это: 

- видение учениками всего материала, который нужно усвоить за четверть, в целом;
- планирование порядка усвоения;
- своевременные консультации;
- четкий ритм сдачи зачетов;
- уважительное отношение со стороны взрослых.

В данном процессе ребята продвинулись в умении слушать себя, выбирать, проектировать свою учебную деятельность, т.к. многое в этом процессе решали сами. 

Были и некоторые затруднения. Например, тьютору приходилось объяснять один и тот же материал несколько раз (потому что каждый подходил к нему в разное время). Не всегда тьютор мог ответить на интересующий ученика вопрос. Было мало английской речи во время урока.

Стало понятно, что лучший вариант – это когда учитель становится тьютором и на уроке использует подходы, помогающие ученикам брать ответственность за учение на себя. Поскольку учитель – специалист в своей области, то он может квалифицированно вовремя проконсультировать учеников. Ему также легче готовить материалы для ребят, так как он хорошо ориентируется в предмете. Он может больше говорить с учениками на английском языке.

Для того, чтобы понять, как стать учителем-тьютором сопровождающим не 5, а 15 учеников подгруппы в освоении английского языка, нужно найти учителя, готового выделять силы и время на разработку и апробирование новой образовательной программы, на анализ опыта и совершенствование новых путей.

Опыт сопровождения подгруппы класса в освоении английского языка

Учитель английского языка в сотрудничестве с тьютором в течение одной четверти пробовал изменять процесс обучения в 10 классе, т.к. хотел повысить у учеников мотивацию к учению. 

Подробно этот опыт описан в статье «Как повысить мотивацию учащихся на уроке английского языка».

По мнению учителя, отношение ребят к предмету и урокам изменилось: «Кто раньше не делал ничего – пытался делать (за исключением одного ученика), кто занимался и раньше – делал с большим желанием. Более сильные ученики шли вперед, не тормозились, более слабые двигались медленнее, но с пониманием». 

В данной работе хочется отметить основные моменты, оказавшие влияние на результат.

Учитель:

- пригласил учеников к сотрудничеству;
- искренно выражал себя и интересовался мнением ребят; 
- вызвал потребность учеников в выражении своих мыслей и чувств по изучаемой теме;
- своевременно давал опоры, помогающие ученикам выражать себя;
- организовал работу в группах, позволяющую ученикам поддерживать и помогать друг другу;
- давал возможность ученикам самим находить решения в сложных ситуациях;
- не торопил учеников, понимая, что если качественно поработать с данной темой, восполняя попутно пробелы, следующие темы пойдут быстрее.

В этом опыте важно то, что учитель смог изменить свою позицию. Я думаю, что эта позиция близка к тьюторской. 

июнь 2009




Категория: Школьное | Добавил: olaraduga | Автор: Клара Г.
Просмотров: 4330 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Где еще
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Чебоксары, 8 декабря 2008 - 5 мая 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz