Человек в центре
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Сб, 24/04/27, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы
Когда Человек в центре

Как я себя понимаю

Он и Она

Семейная мозаика

ОБРАЗование и Я

Человек и дело

Сообщество Людей

Наши мудрые дети

О нас



Гостевая книга

Категории каталога
Дошкольное [1]
Школьное [4]
Книги и статьи [2]
Главная » Файлы » ОБРАЗование и Я » Школьное

КТО РЕШАЕТ?
[ ] 09/01/15, 13:17
 

Сейчас стало модным говорить о том, что ребенок должен стать субъектом своего образования. 

Действительно ли это важно? 

Как определить – стал или еще нет? Есть ли ясные критерии наличия этого явления? 
Как двигаться к тому, чтобы ребенок действительно становился хозяином своего учения (говоря русскими словами)?
Что для этого нужно?

Об этом моя статья.

Я считаю, что действительно важно, чтобы ученик многое определял в своем учении. Можно делать множество разных других преобразований: 
- шикарно оснастить школу компьютерами и зимними садами, 
- уменьшить количество детей в классах, иногда до 5-ти человек, 
- ввести массу новых интересных предметов, 
- преподносить материал в игровой форме,
- вывозить детей за город и организовывать развивающие мероприятия, 
- обучать мальчиков отдельно от девочек и т. д.,
но если ученики ничего (или почти ничего) в процессе учения не решают, то по сути ничего не меняется.
Ведь дети по-прежнему остаются лишь объектами воздействия взрослых: ЧЕМУ и КАК учиться, решают не они. Единственное право учеников – исполнять предписания программы, школы, учителей.
Проблемы образования, прежде всего, нежелание и неумение детей учиться, по-моему, являются следствием такого положения вещей. И в результате взрослым по-прежнему приходится ломать голову над тем:
- как мотивировать детей на учение, 
- как контролировать усвоение материала, 
- как поддерживать дисциплину в процессе учения и т.д. 
На мой взгляд, существует один простой критерий, который помогает определить степень субъектности, личностной ориентированности или попросту человечности процесса учения в любом образовательном учреждении.
Ответьте на вопрос: «КТО решает в данном учебном заведении:
- чему учиться? 
- каким образом (способом)?
- когда?
- с кем?
- где?
- сколько времени?
- в каком режиме?
- в каком объеме?
- в какой последовательности? и т. д.»
и определите степень субъектности образования.

В этом месте у учителей возникает множество страхов – «дети не смогут все это правильно решить и не захотят учиться вообще».

Страхи эти, прежде всего, от недоверия к человеческой Природе. Привычно считать, что если человека не направлять и не контролировать, то он будет ленив, невежествен, его поведение станет разрушительным. Очень часто забывается то, что человек от Природы существо любознательное, активное, созидательное. В нем изначально заложена тенденция расти, развиваться, максимально реализовывать свой потенциал. И тому, что значимо для него, он учится неутомимо и с удовольствием.

Но при тех отношениях, которые сложились в традиционной системе образования между учителями и учениками, действительно, дети не захотят и не смогут решать вопросы своего образования сами. Ведь это очень небезопасно – выражать свои истинные взгляды, мысли там, где царят оценка, сравнение, поощрения и наказания. 

Значит, необходимо коренным образом изменить качество отношений в процессе образования. Традиционно считается, что хорошее отношение – это когда не кричат, не ругают, не унижают в явную, а стараются сделать так, чтобы детям было легче и интереснее усваивать материал. Но обратите внимание - усваивать снова то, что придумали взрослые и тем способом, который выбрали они. Пусть даже он более легкий, но это же ИХ способ. У ребенка может найтись более сложный, но если это будет ЕГО метод, меняется в корне отношение к учению. Потому что ему доверили выбирать, искать, его выслушали, его предложение приняли, поняли.

Отношение к ученику может действительно измениться только тогда, когда учитель из преподавателя (того, кто передает знания и контролирует их усвоение) перейдет в позицию педагога-фасилитатора (того, кто способствует учению через создание определенной атмосферы). Только в атмосфере принятия, понимания и искренности возможно проявление способности людей самостоятельно решать, что и как они хотят изучать, и возможно их свободное самовыражение. 

И даже не обязательно все сразу отдавать детям. Пусть содержание образования останется пока таким же. Но если хотя бы дать детям возможность решать, КАК осваивать это содержание, я думаю, произойдут значительные сдвиги. 

Чем больше у ребенка свободы в выборе параметров этого «как», тем больше в нем самостоятельности, ответственности, радости. Тем больше желания учиться. А если сохранена эта естественная потребность ребенка в познании, то отпадает необходимость мотивировать, контролировать и усмирять. Ведь так? Разве нужно все это, когда ребенку по настоящему интересно?

Я все больше убеждаюсь в истинности этого в процессе занятий с дочерью, где стремлюсь воплотить модель свободного учения в семейном образовании. О том, как это происходит, какие мы встречаем трудности, какие бывают у нас радости, и каковы первые результаты я напишу в следующей статье (Переход к статье "Свободное учение ... дома" ).
Таким образом, чем больше в учебном процессе моментов, где принимают решения дети, тем более человечным (субъектным) становится этот процесс. Значит, объем отданных ребенку решений определяет уровень гуманности образования.
И делать школу все более человечной (личностно-ориентированной) – это значит постепенно передавать детям право решать вопросы их учения. 
октябрь 2007 года


Категория: Школьное | Добавил: olaraduga | Автор: Клара Г.
Просмотров: 693 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Где еще
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Чебоксары, 8 декабря 2008 - 5 мая 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz