( Владу – 6 лет, Вале – 5, Славне – 2 года)
Как Валя расстался с заколкой, но сблизился с сестренкой и мамой Когда я пришла за детьми в детсад, Валя показал мне свои находки.
Среди них была красивая заколочка-цветочек. “Целенькая!”- отметил Валя. ”О-о-о! Можно будет Славушке подарить”- отреагировала я машинально. Валя молча попереживал и говорит: Я сам решу, что с ней делать! - Конечно, Валюша, это же ты нашел, - спохватилась я.
А после занятий у тети Люды, когда мы шли в сторону детсада (мне нужно было попасть на тренинг для родителей) случилось вот что.
Славушка подбегает ко мне и показывает находку - точно такую же заколку-цветочек как у Вали. В этот же момент Валя оказывается здесь и видит свою находку (в этом он не сомневается) в руках у сестренки. Обида и непонимание, как она у нее оказалась, захватывают все его существо. - Отдай! Это мое!!! - отчаянно кричит он на всю улицу. Славушка тоже не понимает, что происходит. Она подняла заколку с земли, а Валечка отбирает и говорит, что она его. Естественно обидно. Она - тоже в крик и потом в драку.
У меня мелькает в голове: Неужели это другая заколка? Потом: - Нет, скорее всего, Валя потерял.
А вслух говорю: - Может быть это другая?
Валя: - Не-ет, это моя-я! и пытается отнять.
- Проверь в кармане, - говорю я. Проверяет, там ничего нет. Пытаюсь объяснить Славне сквозь крик, что эту вещицу нашел и потерял Валя. Славушка не молчит, она отстаивает свое право на обладание найденной вещью. Тут я отбираю заколку у Славны. Валя замолкает, зато начинает оглушительно кричать дочка. Обида ужасная. Напрасно, наверное, сделала этот шаг. Думала, пока не разберемся, пусть будет у меня. Отвела обоих в сторону от тротуара, разняла - стали пинаться и махать руками друг на друга да с такой злостью. Успокоила Славну. Начала разговор. Я проговаривала вслух чувства и потребности обоих по очереди. - Славушка, ты нашла заколку на земле и не понимаешь, почему Валя кричит “Она моя!” Валя: - Это я ее нашел! - Валюша, ты показывал мне заколку еще до занятий у тети Люды. Ты ее нашел раньше, а здесь потерял и когда увидел ее у Славушки, тебе стало горько и обидно. Ты ведь сам хотел решить: что с ней делать. - ДА! и сейчас ты хочешь, чтобы заколка была у тебя. - ДА! Славна: - И я хочу! Я: Славушка и ты хочешь, чтобы она была у тебя. Ты ведь тоже ее нашла. - ДА! Я: Что же нам делать? Вы оба нашли эту заколку и оба хотите ее взять. Валя - Славне: Я отдам тебе ее только дома. Я: - Валюшенька, ты готов отдать заколку сестренке, но ты хочешь ее поносить, подержать пока идем домой. Ты ведь ее нашел и не успел с ней поиграть. - ДА!
Славна: Это долго! Ты будешь долго ее носить! Я: - Славушка, тебе очень трудно ждать до дома. Тебе кажется, что ждать придется долго, а Валя хочет хотя бы до дома ее понести.
Я сопереживала обоим. И понимала трудности каждого. Во мне не было желания замять это дело. Я торопилась на тренинг для родителей, но в какой-то момент приняла решение, что гораздо важнее сейчас понять каждого из детей. Поэтому, когда Люда попыталась отвлечь Валю, я сказала, что нам надо разобраться. Вот реальная ситуация родительская. Тренируйся. Эти мысли помогли мне сохранять спокойное состояние и оставаться сопричастной тому, что творилось в этот момент в душах моих детей. И дети меня отблагодарили за внимание и понимание.
Неожиданно для меня Валя сказал: - Я сейчас тебе отдам. На моих глазах выступили слезы: - Валюша, ты готов отдать заколку Славушке прямо сейчас, но ты хочешь сделать это сам. Сын кивнул. Я отдала ему заколку, а он дал ее сестренке. - Какой ты добрый, Валька! - вырвалось у меня и я прижала его к себе. Я чувствовала как меня переполняет сильное, глубокое чувство благодарности, восхищения, даже преклонения. Хотелось плакать от радости. Мне почему-то было сложно выразить всю эту гамму чувств. Пожалуй, я только сейчас их начала осознавать, когда писала. А тогда я только повторяла: - Какой ты добрый, Валька! - и попросила: - Можно я тебя поцелую? Мы присоединились к Люде и детям и пошли дальше, спокойные и счастливые. Славушка была довольна тем, что в руках держала заколку. Валя тем, что сделал хорошее дело, а я тем, что у меня получилось понять детей и мы стали еще ближе.
Кстати, когда пришли в детсад с большим опозданием, выяснилось, что тренинг не состоялся.
Далее в Дневнике мамы: |